В этом году Московскому авиационному центру Департамента ГОЧС и ПБ г. Москвы исполняется 17 лет. За годы работы с помощью вертолетов учреждения спасены тысячи людей, потушены десятки пожаров. В составе экипажей работают исключительно высокопрофессиональные пилоты, которые продолжают славные традиции летчиков прошлых лет, никогда не останавливаются на достигнутом и стремятся вперед, регулярно оттачивая мастерство. У многих из них есть свои герои. В преддверии 75-летия Великой Победы, сотрудники Московского авиационного центра вспоминают летчицу Валентину Гризодубову, которой 31 января исполнилось бы 110 лет.
Это первая женщина, удостоенная звания Героя Советского СоюзаРождение выбора профессии
Валя родилась в Харькове, в семье изобретателя и лётчика Степана Васильевича Гризодубова 31 января 1910 года (хотя, согласно новым данным из источников музея Гризобудовых, дата рождения героини - 27 апреля 1909 года).
Совсем еще малышкой, в 2,5 года Валя совершила свой первый полёт на папином аэроплане, привязанная к отцу ремнями. В 14 лет девочка участвовала в слёте планеристов в Коктебеле.
После окончания школы, Валентина поступила в Харьковский технологический институт, а параллельно была зачислена в консерваторию. Однако после открытия в 1928 году Харьковского центрального аэроклуба, будущая летчица несколько месяцев посещает его курсы, оставляет институт и поступает в 1-ю Тульскую лётно-спортивную школу ОСОАВИАХИМа. В 1929 году Валентина Гризодубова уже учится в школе лётчиков-инструкторов города Пензы.
В последующие семь лет, до 1937 года девушка работала лётчиком-инструктором сначала в Туле, а затем в Москве. В школе она дала путевку в небо 86 учлетам, многие из них впоследствии стали Героями Советского Союза.
Предвоенные годы ознаменовались в нашей авиации значительными достижениями мирового класса. «Летать выше всех, дальше всех, быстрее всех» – этот призыв партии и правительства имел реальную основу. В стране была создана промышленная база, выросли научно-исследовательские организации, авиационно-конструкторские бюро, авиазаводы, и краснозвездные самолеты стали покорять огромные расстояния, высоты, скорости.
Валентина облетела почти всю страну на различных типах самолётов того времени. В одном лишь 1937 году Гризодубова установила пять мировых рекордов на лёгкомоторных самолётах.
Как становятся героями
24-25 сентября 1938 года Валентина в качестве командира экипажа вместе с двумя другими легендарными лётчицами – Полиной Осипенко и Мариной Расковой – на самолёте «Родина» совершили беспосадочный перелёт из Москвы на Дальний Восток. Это был международный женский рекорд дальности полёта (за 26 часов 29 минут советские девушки пролетели 6450 километров). Из-за прерванной радиосвязи им пришлось посадить самолёт в тайге, на болото.
– Полет этот был сложным по метеорологическим условиям и оттого, что отказала вся радиоаппаратура, – вспоминала Валентина Степановна, – Штурман Раскова оказалась без связи с землей. Из-за обледенения кабины она не могла вести и визуальную ориентировку.
Экипаж обнаружили с воздуха и благополучно доставили на Большую землю. За этот перелёт 2 ноября 1938 года все девушки были удостоены звания Героев Советского Союза. Валентине Гризодубовой была вручена «Золотая звезда» № 104.
Как вы скомплектовали экипаж? – спросили как-то у Валентины Степановны. На этот вопрос она ответила с улыбкой:
– Со штурманом было просто решить вопрос, я уже летала на рекорд с лаборанткой кафедры аэродинамики академии Мариной Расковой. Знала я и летчицу Полину Осипенко. Но она в то время была в Архангельске. Послала ей телеграмму с предложением лететь вторым пилотом. Незамедлительно получила от нее ответ из трех слов: «Согласна хоть третьим». Так создался наш экипаж, и мы включились в интенсивные тренировочные полеты ночью и вслепую.
В 1939 году Валентина Степановна назначается начальником Управления международных воздушных линий СССР и параллельно учится в Ленинградском институте инженеров Гражданского воздушного флота.
Все предвоенные годы знаменитая лётчица вела большую общественную работу. Она возглавила Управление международных воздушных линий СССР, участвовала в заключении ряда договоров с другими странами. Летчики управления считались лучшими мастерами в международных аэропортах Европы. Став большим начальником и депутатом, Валентина пыталась помочь самым разным просителям. К ней приходили, приезжали и звонили с самыми различными вопросами: «Гибнет промысловая рыба на Камчатке, выручайте!» или «Не дают внедрить новые технологии».
В годы войны
Начало войны потребовало перестройки Управления международных воздушных линий СССР, которое возглавляла Гризодубова. Лётчики управления стали выполнять особо сложные задания в тылу врага. В 1942 году Валентине поручили укомплектовать 101-й авиационный полк дальнего действия из состава пилотов Гражданского флота. В состав полка были включены и лётчики, которые летали ещё с отцом Гризодубовой и те, кого она сама подготовила с предвоенные годы. Валентина Степановна сама постоянно вылетала на боевые задания – бомбить врага, оказывать помощь партизанам.
Задачи перед 101-м полком всегда ставились сложные и очень ответственные. Надо было пробиться к далёким целям в тылу противника, отразить атаки фашистских истребителей. Техника была несовершенная, летать приходилось в любую погоду и выходить на цель без ошибки. Валентина Степановна на своём личном примере показывала, как это надо делать.
Особенно сложными были полёты к партизанам. Обязательным для тех, кто летал к партизанам, считалось умение обмануть гитлеровцев, перелететь незамеченным линию фронта, уклониться от встречи с «мессерами». Много надо было уметь, чтобы добраться до места дислокации партизан, сесть на плохо подготовленную полосу, разгрузиться, забрать раненых, детей, связных, взлететь и вернуться на Большую землю.
Партизанское движение ширилось с каждым месяцем. Необходимо было усилить помощь отрядам, сражавшимся с врагом в глубоком тылу. В связи с этим 101-й авиационный полк получил значительное количество самолетов и экипажей. Чтобы увеличить дальность полета, на машины установили дополнительные баки с горючим и довели полетное время до 12-17 часов. Командир 101-го, единственная женщина в полку, пользовалась большим авторитетом у подчиненных. Сама участвовала в выполнении ответственных заданий, бомбила врага, не раз летала в соединения прославленных партизанских командиров Сабурова А.Н., Ковпака С.А. и других, доставляла им оружие, боеприпасы, медикаменты, литературу и т. п.
Лётчики полка вывезли из тыла противника 4 тысячи раненых, много детей, доставили в Центр множество оперативных документов, добытых у врага разведчиками и партизанами. Полк стал гвардейским, Краснознамённым, Красносельским.
Послевоенное время
С 1946 года Валентина Гризодубова вернулась к мирной жизни. Работала в гражданской авиации, заместителем начальника НИИ-17 (позднее – институт приборостроения) по лётной части. Институт разрабатывал радиоэлектронные приборы для армии и гражданской авиации. Она лично принимала участие в испытательных полётах.
Имя Валентины Гризодубовой было присвоено 103-му гвардейскому Красносельскому Краснознаменному военно-транспортному авиационному полку (дислоцировался в Смоленске, в октябре 2009 года расформирован, боевое знамя, исторический формуляр переданы на авиационную базу в Оренбурге).
Умерла В.С. Гризодубова 28 апреля 1993 года и похоронена на Новодевичьем кладбище в Москве. Герой Советского Союза и Герой Социалистического Труда, Валентина Гризобудова была награждена орденами Ленина (дважды), Октябрьской революции, Отечественной войны 1 степени (дважды), Трудового Красного Знамени, Красной Звезды. Депутат Верховного Совета СССР в 1937 — 1946 гг. В Москве на Кутузовском проспекте установлен памятник Гризодубовой, а на доме, в котором она жила — мемориальная доска. Имя летчицы Гризодубовой носят улицы в Москве и других городах России, а также в Донецке (Украина), Алма-Ате (Казахстан).